26.09.2017 17:00 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Местное самоуправление: от истоков к современности

Местное самоуправление в Российской Федерации – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Процесс зарождения местного самоуправления и путь к той системе, что мы наблюдаем сейчас, был долгим и непростым.

Если заглянуть совсем далеко, во времена Древней Руси, то историки разделяют путь на два длительных по времени периода. Первый период охватывает время становления и развития общинного строя у славян, объединения производственных общин в союзы общин и городские поселения, разделения власти на центральную и местную. Второй период связан с образованием и развитием государства и принятием христианства на Руси.

Что интересно, самоуправление вообще существовало у древних славян еще при родовом устройстве. У славян община зарождается со времен разложения родового строя и переселения их с побережья Дуная на русские земли. Славяне стали переселяться с Дуная тогда, когда их родовой быт был сильно потрясен и даже расстроен римлянами и греками, которые постепенно занимали их земли, строили там свои города. Переселение происходило по принуждению. Близкое и продолжительное соседство славян с греками и римлянами на Дунае развило в них потребность общественного устройства. Объединение славян в общины было обусловлено экономическими интересами и стремлением организовать защиту от внешних врагов.

Следует обратить внимание на то, что в основу деятельности общин было положено производственное, трудовое начало. Люди уже тогда осознавали, что без создания продукта или товара первой необходимости, без приобретения его путем промысла, без строительства жилья существование невозможно.

Объединение людей на производственной основе по интересам стало отправной точкой зарождения производственного общинного самоуправления. С развитием производства совершенствовалось и общинное управление, улучшались быт и жизнь людей, повышался уровень цивилизации. Конечно же, это измерялось не годами, а целыми столетиями.

Получается, что объединившиеся в общины люди, принимали непосредственное участие в управлении общественными делами и были зависимы от общества. Город выступал в роли политического центра, определявшего основную стратегическую линию по всем направлениям, которую должны были выполнять пригороды.

Важнейшим вопросом, имеющим актуальное значение на протяжении всех периодов развития местного самоуправления, является вопрос о его взаимоотношении с центральной властью. В данный период взаимоотношения строились, если судить по утверждению Нестора, по принципу подчиненности пригородов старшим городам, являвшимся политическими центрами.

В период монголо-татарского нашествия, в начале его владычества, земщина (местное самоуправление) по-прежнему принимала участие в государственных делах и в отношениях князей друг к другу. Но такой порядок существовал только до середины XIV столетия. К концу же татарского владычества земщина настолько лишилась своего значения, что за нею оставалось только право раскладки податей (налогов) между своими членами. При установлении податей и определении их размера князья уже не советовались с земщиной, а действовали по примеру татарских ханов, определяя все единолично. Поэтому русская земщина подпала под двойной гнет: с одной стороны, подати выплачивались татарским ханам, с другой — русским князьям.

Состояние местного самоуправления в период

в 1497 – 1785 гг. определяется отношением к нему центральной власти. Во время царствования Ивана IV система организации местного самоуправления приобретает свои особенности: появляется центральный орган, координирующий или ведающий вопросами земщины: Земский двор или Земский приказ. Он осуществлял надзор за всеми земскими (местными) делами. Производство по-прежнему являлось определяющим фактором функционирования местного общинного самоуправления. Об этом свидетельствуют развитие ремесла, строительного дела, производство ремонта зданий и сооружений, наличие различных видов промысла, сельского хозяйства и торговли.

Вообще после монголо-татарского ига центральные власти также не особо стремились к усилению местного общинного самоуправления. Соотношение самоуправления и государства данного периода не имело устойчивого характера. Это объяснялось отсутствием четкой собственной модели построения общества и управления им. Возможно, это стало причиной так называемой «Великой смуты». Государственные деятели, по-видимому, слабо представляли себе, что цели общего государственного управления достигаются тогда, когда государство признает за местными учреждениями, предприятиями, общинами значение не механического административного подразделения, а значение живого организма. Берендтс Э.Н. в своих трудах 1913 года писал, что местное самоуправление достигает всех своих целей только тогда, когда оно будет основано на участии в управлении не искусственно созданных групп местного населения, а жизненных организмов, члены которых связаны прочно общностью экономических, духовных и нравственных интересов.

Местное самоуправление в нашей стране в течение длительного периода (с 1917 по 1990 годы) не получало закрепления в правовых актах. В эти годы сдерживались даже идеи и теоретические рассуждения о местном самоуправлении.

Однако в 1960-х гг. в партийных документах и научной литературе вновь появляется понятие «местное самоуправление», но оно не удержалось в трудные годы перестройки государственного управления.

Далее XXVII съезд КПСС возобновил идею и определил стратегию развития социалистического самоуправления народа.

В принятой Резолюции «О демократизации советского общества и реформе политической системы» было признано необходимым открыть максимальный простор самоуправлению общества, создать условия для полного развития инициативы граждан, представительных органов власти, партийных и общественных организаций, трудовых коллективов.

Далее события развиваются чуть быстрее. В 1990 году был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», который определил стратегию местного самоуправления и установил в определенной мере соотношение между центральными и местными органами власти.

В октябре 1993 года начался новый этап реформирования местной власти: 9 октября 1993 года был издан Указ Президента РФ № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации», после чего уже 26 октября вышел Указ Президента РФ № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации», которым было утверждено Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы.

В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям.

В декабре 1993 года принята Конституция РФ, после чего, в 1993 — 1995 гг., появляются положения о местном самоуправлении в краях, областях. Так, появляются целые разделы о местном самоуправлении в уставах краев и областей, в которых были воспроизведены статьи Конституции РФ и положения указов Президента Российской Федерации. А начиная с 1995 года, субъекты Российской Федерации принимают законы о местном самоуправлении, о местном референдуме, о выборах.

И вот, наконец, мы пришли к 2003 году, когда был принят новый Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полностью вступивший в силу в 2009 году.

И чтобы было понятнее, какую структуру представляет местное самоуправление сейчас, пройдя столь долгий путь, обратимся к уставу нашего родного города Верхняя Пышма.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ Решением Думы МО «Верхняя Пышма» от 21.06.2005 № 11/1 принят Устав городского округа Верхняя Пышма, в соответствии с которым структуру органов местного самоуправления городского округа составляют:

1) Дума городского округа;

2) Глава городского округа;

3) администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления) городского округа;

4) Счетная палата городского округа.

Дума городского округа является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа. Организацию деятельности Думы осуществляет председатель Думы городского округа, избранный из состава депутатов на первом заседании тайным голосованием.

Порядок организации деятельности Думы городского округа определяется регламентом, который устанавливает периодичность, порядок созыва и проведения заседаний Думы городского округа и иных организационных форм ее деятельности, планирования работы, подготовки правовых актов, организации работы аппарата Думы городского округа и иные вопросы ее деятельности.

В исключительной компетенции Думы городского округа находятся:

1) принятие Устава городского округа и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития городского округа, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) определение порядка участия городского округа в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие Решения об удалении Главы городского округа в отставку.

Счетная палата городского округа является органом местного самоуправления, осуществляющим внешний муниципальный финансовый контроль.

Счетная палата городского округа образуется Думой и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о счетной палате городского округа, утверждаемым нормативным правовым актом Думы городского округа. Счетная палата также обладает правами юридического лица, организационной и функциональной независимостью. Председатель счетной палаты назначается на должность Думой.

К полномочиям счетной палаты городского округа относятся:

1) контроль над исполнением бюджета городского округа;

2) экспертиза проектов бюджета городского округа;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета городского округа;

4) организация и осуществление контроля над законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета городского округа, а также средств, получаемых бюджетом городского округа из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) контроль над соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности городского округа, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими городскому округу;

6) финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая финансово-экономическое обоснование) в части, касающейся расходных обязательств городского округа, а также муниципальных программ;

7) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами Свердловской области, Уставом городского округа и нормативными правовыми актами Думы городского округа.

Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления являются неотъемлемым элементом системы органов местного самоуправления и местного самоуправления вообще.

Основы организации и деятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления определены Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», указами Президента Российской Федерации; конституциями, уставами, законами, иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Администрация городского округа — исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных уставом (статья 6) и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Свердловской области. Также администрация является главным распорядителем средств бюджета городского округа и органом, уполномоченным на осуществление муниципального контроля.

В настоящее время структура администрации состоит из главы администрации, его заместителей, аппарата, отраслевых и других структурных подразделений, осуществляющих управление в пределах компетенции, которой наделен исполнительно-распорядительный орган.

Основными задачами деятельности Администрации являются:

- осуществление исполнительной власти для общего блага, защиты и безопасности жителей городского округа;

- осуществление управления городского округа на основе действующего законодательства и нормативных правовых актов Думы и Администрации, принятых в пределах их компетенции;

- управление собственностью городского округа;

- планирование социально-экономического развития городского округа;

- обеспечение условий для свободного развития гражданина;

- организация работы с устными обращениями граждан;

- осуществление взаимоотношений, координация действий с исполнительными органами государственной власти по решению проблем населения городского округа;

- осуществление контроля в пределах предоставленных ей полномочий;

- иные задачи в соответствии с федеральным и областным законодательством, Уставом городского округа и иными нормативно-правовыми актами Думы и Администрации, принятыми и изданными в пределах их компетенции.

Если кратко, то к полномочиям администрации по решению вопросов местного значения относятся:

- полномочия по вопросам общей компетенции,

- в сфере экономики,

- в сфере финансов, бюджета, кредита, денежного обращения и ценообразования,

- в сфере социально-культурного обслуживания населения,

- в области транспорта, энергетики, дорожного хозяйства и связи, коммунального хозяйства,

- в сфере торгового обслуживания и общественного питания, в сфере социальной защиты,

- по управлению собственностью городского округа,

-в сфере охраны природы,

в сфере строительства, архитектуры, градостроительства,

- в сфере обеспечения законности, правопорядка и безопасности, охраны прав и свобод граждан,

- в сфере сельского хозяйства,

- другие полномочия.

Полный перечень полномочий администрации представлен статьей 28 Устава, а также размещен на официальном сайте администрации http://movp.ru.

Заканчивая, хочется отметить, что на протяжении всей истории функционирования местного самоуправления исполнительно-распорядительные органы (администрации) занимали в системе особое место. Ни один период в развитии местного самоуправления не обходился без исполнительно-распорядительных органов, на которые возложена, пожалуй, важнейшая задача — обеспечение выполнения принятых решений для улучшения благосостояния населения, удовлетворения интересов жителей, достижения производственных, бытовых, духовных и иных целей.

При написании статьи использованы следующие источники:

Учебник «Муниципальное право России», 4-е издание, переработанное и дополненное, Н.В. Постовой, В.В. Таболин, Н.Н. Черногор,

Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства. М., 1888. , электронная версия

Берендтс Э.Н. «О прошлом и настоящем русской администрации», СПб., 1913, электронная версия,

Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993 № 41,

Указ Президента РФ № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации»,

Указ Президента РФ № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации»,

Конституция Российской Федерации,

Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

Устав городского округа Верхняя Пышма,

http://constitution.garant.ru/history,

https://ru.wikipedia.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

7