Меню
16+

Официальный сайт городского округа Верхняя Пышма

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Интернет и антитеррор!

Методические рекомендации по теме "Интернет и антитеррор".

ИНТЕРНЕТ И АНТИТЕРРОР

(при подготовке методических рекомендаций использовано научно-популярное издание А.Г. Штейнбух «Интернет и антитеррор», Москва, 2013 год, для учащихся, студентов, их родителей, учителей и специалистов различных областей)

ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ СЕГОДНЯ

Подрастающее поколение получает возможность пользоваться Интернетом уже с самого раннего возраста.

Необходимо помнить об опасностях, с которыми любой пользователь сталкивается в виртуальном пространстве. Взрослая часть аудитории, имеющая жизненный опыт (причем сформированный все-таки

не в виртуальном мире) и устоявшиеся жизненные принципы, подвергается гораздо меньшему риску оказаться вовлеченной в разнообразные противоправные действия.

Молодое же поколение в силу несформировавшейся жизненной позиции и стремления к самореализации становится «удобной средой» для впитывания амбициозных идей, нередко выходящих за рамки закона.

Это обстоятельство активно используется теми, кто ищет сторонников

и проводников экстремистских идей, являющихся преступными по своей сути.

При этом в полной степени эксплуатируется юношеский максимализм

и повышенный интерес к новым компьютерным технологиям, расширению доступа к информации и общению в социальных сетях.

ИНТЕРНЕТ И ЭКСТРЕМИЗМ

Так же как и средства массовой информации (далее – СМИ), социальные сети становятся объектом внимания разнообразных экстремистских групп, ведущих достаточно активную работу.

Особая опасность террористической идеологии заключается

в видимости совпадения декларируемых ею ценностей

с общечеловеческими ценностями (декларирование неприятия наркомании, пьянства, беззакония, коррупции и всех видов преступности, пропаганды насилия и безнравственности в СМИ и т.д.), а также в обосновании необходимости применения насильственных методов и средств ради достижения поставленных целей.

Экстремизм как форма крайней, бескомпромиссной приверженности каким-либо взглядам, концепциям (неважно политическим, религиозным, поведенческим) существует не первый век. С проблемой экстремизма и его крайней формы – терроризма, сталкивались и древние греки и римляне, так или иначе это была проблема для государств и обществ в средние века

и новое время.

Начиная с XIX века и вплоть до сегодняшнего дня эта форма противодействия нормальному развитию общества и укладу жизни стала насущной проблемой. Не нужно считать, что это лишь проблема государства

и каждого человека в отдельности она не касается.

Это не так – при захвате заложников или теракте с использованием взрывных устройств в первую очередь страдают простые граждане.

За последние годы в Интернете появилось большое количество разнообразных социальных сетей и блогов, характерными особенностями которых являются:

• возможность создания личных профилей (открытых или

с ограниченным доступом), в которых зачастую требуется указать реальные персональные данные и другую информации о себе (место учебы и работы, контактные телефоны или адреса электронной почты, хобби, жизненные принципы и др.);

• предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией (размещение фотографий, видеороликов, текстовых записей, организация тематических сообществ, обмен личными сообщениями и т.п.);

• возможность формировать и поддерживать список других пользователей, с которыми у «владельца» имеются различные отношения

и схожие взгляды (дружба, родство, деловые и рабочие связи, хобби, политические и иные пристрастия).

В социальных сетях и блогосфере пользователь Интернета получает большую часть виртуального общения и может контактировать с носителями любых идей.

От реального мира это виртуальное пространство отличается

не только объемом информации, скоростью доступа и количеством возможных контактов, но и резким снижением уровня контроля со стороны кого бы то ни было – от родителей до правоохранительных органов.

Именно из-за этого Интернет-пространство активно используется идеологами и вербовщиками террористических и экстремистских организаций. Находясь на расстоянии, им можно вести индивидуальную работу по вербовке в ряды бандформирований молодежи из любого региона страны, с минимальным риском для себя.

На сегодня Интернет – единственная доступная трибуна, имеющая потенциально широкую аудиторию.

В Интернет функционирует большое количество новостных агентств

и сайтов, напрямую не связанных с террористическими организациями,

но разделяющих их идеологию и оказывающих террористам поддержку

в различных формах.

Для привлечения непосредственно на ресурс новых сторонников

их сначала нужно найти где-то в другом месте, вступить в контакт, убедить

в своих идеях и после этого лишь привлечь на ресурс, особенно если прямой доступ к нему закрыт. В социальных сетях все гораздо проще – аудитория необъятная, достаточно написать в любой дискуссии короткую ремарку, как собеседники сами придут, чтобы начать спор, а дальше – «дело техники».

Методы информационного воздействия, которыми пользуются вербовщики и распространители противоправных идей, не новы. Это старые

и хорошо известные средства, такие как подтасовка фактов, игры

на необразованности или незнании определенных вещей, манипулирование тенденциозно подобранными новостями и яркая риторика.

Эти методы идеально работают и в обычной жизни: вспомните, как легко «заводится» толпа на митингах или болельщики на стадионе, как просто вбрасывается любая, самая бредовая идея и как в виде слухов она начинает распространяться на любые расстояния, по пути обрастая фантастическими подробностями и домыслами. Социальные сети

и блогосфера – это та же уличная толпа, только охват существенно больше

и скорость распространения на порядок выше, а учитывая привычку большинства пользователей – увидев яркий, броский заголовок нажимать

на кнопку «репост», «ретвит» или «поделится». Можно сказать, что процесс распространения слухов превращается в неконтролируемое цунами.

Как выглядит «экстремистский материал»?

Конечно, признать тот или иной текст экстремистским может только суд, но знать и уметь находить признаки экстремизма Вы должны уметь. Итак, если в тексте содержатся:

1. призывы к изменению государственного строя насильственным путем (т.е. призывы к революции, к восстанию, к неповиновению законно избранной власти, а также собственно эта деятельность);

2. публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, в том числе

с использованием СМИ (под этим понимается заявление того или иного лица (источника) о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании);

3. возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни (призывы к убийству, избиению или выселению лиц определенной национальности или вероисповедания);

4. пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.

Если в увиденном Вами тексте присутствует хотя бы один

из перечисленных признаков – относиться к этому тексту надо

с повышенной настороженностью.

ПСЕВДОРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИСПУТ

Россия – светское государство. Это означает, что любая из религий отделена от государства и не может влиять на государственную политику.

В стране действует светское законодательство, базирующееся на основе гражданских, а не религиозных норм.

Решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.

При этом в стране существует свобода вероисповедания – каждый может исповедовать ту религию, которую считает для себя единственно верной. Государство в это не вмешивается. Зато в обратную сторону пытаются вмешаться те, кто считает, что на религиозных чувствах граждан надо играть с целью вовлечения их в противоправные действия.

С распадом СССР и становлением современной России свобода вероисповедания вернулась, а вот с религиозным образованием проблемы все еще не решены.

На территории России наиболее широко представлены Православие

и Ислам. В каждой из этих религий есть масса литературы, написанной авторитетными авторами с толкованием или разъяснением того, что написано в главных книгах – Библии и Коране.

Но мало кто, кроме профессионалов или священнослужителей, может похвастаться доскональным знанием священных текстов.

Нередко лидеры террористических организаций пытаются оправдать свою преступную деятельность религиозной риторикой.

Для этого, как правило, из контекста вырываются отдельные фразы,

на первое место ставится не авторитет священных писаний, а мнения конкретных проповедников или главарей бандитов, призывающих к так называемой «священной войне».

Прикрываясь якобы оригинальными цитатами из Библии или Корана, они пытаются убедить собеседников в превосходстве одной религии над всеми остальными, в превосходстве религиозных догматов над светскими законами, по которым живет государство и общество. Те, кто оперирует подобной риторикой, считают себя в заведомо более выигрышной

по сравнению с Вами ситуации: ведь у них есть готовые ответы с цитатами

из псевдонаучных или псевдорелигиозных источников. Вести с ними аргументированную дискуссию Вы не готовы, так же как не готова

и основная масса светских людей.

У Вас есть несколько вариантов действий.

Самый простой – не вступать в подобные диспуты. Если у Вас возникают вопросы по священным писаниям или по отдельным вопросам – лучше эти вопросы задать не в социальной сети, а на специальных ресурсах[1], где Вам ответят священники и религиоведы, либо напрямую поговорить

со священником или богословом.

Помните, ни одна из основных мировых религий не приветствует насилие. Ни в одной из основных религий ни национальная принадлежность,

ни родословная не являются преградой для равных, уважительных

и доверительных отношений между людьми – это прямо указано и в Библии,

и в Коране.

Следует помнить, что личный профиль или страничка в социальной сети пользователя – это его жизненные принципы, взгляды и убеждения.

А значит, пользователь несет ответственность за ее содержание, а также

за последствия, связанные с этим. Он ответственен за каждое слово, которое хранит и распространяет.

ЧТО ДЕЛАТЬ и КТО ПОМОЖЕТ?

И все-таки, несмотря на все наши предостережения, Вы оказались

в щекотливой ситуации:

Ваши новые собеседники, с которыми Вам, безусловно, интересно

и приятно поддерживать общение, начинают Вам предлагать то, что не очень соответствует Вашим планам, а перспективы пугают. Что делать?

Весной 2013 года в Челябинской области молодая девушка познакомилась через социальную сеть с юношей, уроженцем одной

из южных республик, в которой, выражаясь казенным языком, «сохраняется сложная оперативная обстановка». Молодой человек проявил к девушке большой интерес, впрочем не забывая среди прочего «романтического щебета», проповедовать идеи, в последствии оказавшиеся идеями запрещенной экстремистской организации. Молодой человек даже предложил девушке выйти за него замуж и уехать к нему на родину, дабы там продолжить «священную войну».

Во время очередного свидания молодые люди должны были обсудить церемонию бракосочетания. На встречу с «возлюбленной» юноша взял своих единомышленников из местной подпольной ячейки, а девушка пришла

с «подружками». В роли «подружек» выступали оперативные сотрудники территориального управления ФСБ России. Активист запрещенной экстремистской организации, так активно пробовавший себя

в качестве «Ромео», был арестован и ему предъявлено обвинение

по части 2 статьи 282 УК РФ[2].

В своевременном обращении в органы безопасности или правоохранительные органы нет ничего предрассудительного. Подобное обращение – это не только обеспечение личной безопасности пользователя,

но и помощь представителям власти в борьбе с противоправными проявлениями, в том числе в виртуальном пространстве.

Если Вам кажется, что собеседник в социальной сети пытается склонить Вас к противоправным действиям, проповедует экстремистские или террористические идеи или вообще перешел к прямым угрозам,

в первую очередь, постарайтесь в том или ином виде сохранить всю информацию. Сохраните снимки экрана (т.н. «скриншоты»), скопируйте

в отдельный файл историю переписки.

Это поможет ответственным сотрудникам в кратчайшие сроки Вам помочь.

[1] Например www.islam.ru или www.pravoslavie.ru.

[2]Часть 2 статьи 282 УК РФ – «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

14